Хоккей и международная политика: как спорт связан с международными отношениями

В разные исторические периоды хоккей и политика очень тесно переплетались.

В этом материале расскажем о влиянии политических процессов на развитие Короля зимнего спорта.

Чемпионаты мира и Олимпийские игры

35 лет назад хоккеистов разделяли на профессионалов и любителей. К профи относились все игроки Национальной хоккейной лиги (НХЛ), преимущественно граждане Канады и США.

Весь остальной хоккейный мир считался любительским. Например, в Советском Союзе профессия «хоккеист» официально отсутствовала, а сами спортсмены числились армейскими офицерами, солдатами-срочниками, сотрудниками МВД, рабочими промышленных предприятий.

Юридически не подкопаться: в трудовых книжках игроков действительно значилась какая-нибудь специальность, а парням из ЦСКА и «Динамо» присваивались воинские звания. На самом деле, все это не имело никакого отношения к службе в силовых структурах и работе на заводах-фабриках. 

Мужественные ребята тех времен полностью отдавались хоккею: тренировались, уезжали на сборы, принимали участие в многочисленных матчах национального и международного масштабов. Травмы, увечья, а порой и инвалидность эти люди получали не на полях сражений, не в погоне за преступниками и не в заводском цеху.

Такое положение дел не было изобретением социализма. В капиталистических Швеции и Финляндии так же выступали хоккеисты-любители. Фактически советские мастера хоккея с шайбой, например, Валерий Харламов и Владислав Третьяк ничем не отличались от канадских братьев – Фила и Тони Эспозито. Однако навешанные «ярлыки» держались крепко и долго.

В то время Международный олимпийский комитет (МОК) и Международная федерация хоккея (IIHF) неукоснительно следовали политике развития любительского спорта.

К соревнованиям под эгидой этих организаций не допускались хоккеисты-профессионалы из НХЛ. Канаду и США на ОИ и ЧМ представляли студенческие или третьесортные коллективы.

В 60-70-е годы минувшего столетия сборная СССР завоевала почти все золото на престижных турнирах и формально считалась сильнейшей на земном шаре. Но параллельно существовала «планета» под названием НХЛ.

Североамериканцы неоднократно указывали чиновникам IIHF и МОК, что, скажем, Вячеслав Старшинов или Александр Рагулин занимаются исключительно хоккеем. Бюрократы в мягких креслах никак не реагировали на убедительные аргументы.

Канадцы решили пойти на крайние меры – объявили бойкот Олимпийским играм 1972, 1976 годов и семи чемпионатам мира. В 1977-м после определенных поблажек со стороны Международной федерации «кленовые листья» вернулись на мировое первенство. Лишь в середине 80-х МОК полностью отказался от политики недопуска профи из НХЛ на Олимпиаду.

Вот уже четыре десятилетия в состав национальных команд входят спортсмены, максимально подходящие тренерскому штабу.

Суперсерия СССР – Канада 1972

В конце 60-х годов XX-го века советские хоккеисты уже были изрядно увешаны золотыми медалями чемпионов мира и Олимпийских игр. С одной стороны, де-юре в Восточном полушарии образовалась хоккейная супердержава. С другой, де-факто в Западном полушарии жила своей независимой жизнью НХЛ, о мастерстве игроков которой слагались легенды.  

И как в подобной ситуации понять, какой хоккей круче – советский или канадский? В турнирах, организованных МОК и IIHF, СССР и Канада не могли скрестить клюшки.

Мысль провести мероприятие, которое впоследствии окрестили Суперсерией, созрела в Госкомспорте Советского Союза. Учитывая, что соперник располагался в противоположном политическом лагере, требовалось одобрение высшего руководства Страны Советов. На тот момент хоккей в СССР являлся не только спортивной дисциплиной, но и витриной, и визитной карточкой социалистического строя.

Идея сойтись на льду с НХЛовцами поражала авантюрностью, поскольку заокеанский соперник представлял собой «темную лошадку». Непосредственно «кленовые листья» грозились обыграть «красную машину» во всех восьми встречах. В случае провала, у «советов» могли «полететь головы» многих людей. Ведь очевидно, что в основе доселе невиданной серии лежала политика, а спорт – это лишь надводная часть айсберга. 

В итоге Канада победила в четырех поединках, СССР – в трех и еще одна битва завершилась вничью. Восемь матчей, потрясших хоккейный мир, также способствовали небольшому потеплению отношений между социалистическим и капиталистическим блоками.

Падение «железного» занавеса

В последней фазе «холодной войны» дуэли хоккеистов из НХЛ и чемпионата СССР стали достаточно регулярными. Советские хоккеисты выступали в Северной Америке в рамках Кубка Канады, Кубка вызова, Rendez-vous ‘87 и рождественско-новогодних клубных серий.

Парни из московских ЦСКА, «Динамо», «Спартака» и «Крыльев Советов» жили лучше среднестатистического гражданина своей страны: имели доступ к импортным товарам, выезжали за границу, смотрели мир, пусть даже из окна автобуса и иллюминатора самолета.

Однако за ту же работу игрокам Национальной хоккейной лиги платили в долларах и значительно больше. К тому же капитализм – это свобода, яркие краски и изобилие, а социализм – сплошные ограничения, серость и тотальный дефицит.

Клубы НХЛ с удовольствием приняли бы в свои ряды лучших представителей советского хоккея, а кого-то даже могли бы боготворить и носить на руках.

Перестройка и гласность второй половины 80-х плавно меняли политический курс СССР. Но, несмотря на приподнятый «железный» занавес, советские хоккеисты не имели возможности вот так запросто присоединиться к команде НХЛ. Социалистическая система не позволяла людям трудоустраиваться за рубежом. Тем не менее желание радикально улучшить собственную жизнь овладевало умами все большего количества спортсменов. 

Принято считать, что Александр Могильный подобно Петру I прорубил окно, но только не в Европу, а в Северную Америку. Хоккеист ЦСКА, будучи формально военнослужащим, покинул расположение сборной СССР и сбежал из Стокгольма в Баффало. По юридическим нормам, Александр фактически дезертировал, но не понес за это никакого наказания. Спустя несколько месяцев партнеры Могильного по армейскому коллективу и национальной команде косяком потянулись в Северную Америку.

На рубеже 80-90 годов политика утратила влияние на хоккей, скорее наоборот, хоккей внес маленькую лепту в дело падения «железного» занавеса и краха социалистического строя.

24.02.2022

На протяжении трех десятилетий политика и хоккей находились в параллельных плоскостях и потому нигде не пересекались.

Все изменилось 24 февраля 2022 года. То, что произошло в тот день, в России называют СВО, а в Украине – полномасштабным вторжением. Независимо от формулировки, россияне и украинцы пребывают в состоянии военного конфликта.

Западный мир мгновенно поддержал Украину и стал накладывать на РФ самые разнообразные санкции. О том, как это отразилось на хоккее, речь пойдет в заключительной части статьи.

Во-первых, рижское «Динамо» и «Йокерит» из Хельсинки снялись с соревнований по ходу сезона 2021/22 и вообще отказались выступать в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ).

Во-вторых, сборные России и Беларуси были не допущены к участию в чемпионате мира 2022 года. Дисквалификация россиян и белорусов со стороны IIHF носит бессрочный характер и пока распространяется на ближайшие мировые и олимпийские первенства.

В-третьих, чемпионат мира 2023-го года состоялся не в Санкт-Петербурге, а в Риге и Тампере. Притом, что Питер располагал всем, что было необходимо для проведения состязаний.

Та же участь постигла российские города Омск и Новосибирск, где планировалось провести молодежный чемпионат мира 2023. Под поединки хоккеистов в возрасте до 20 лет построили две арены, на которых сейчас играют местные клубы – «Авангард» и «Сибирь».  

Кроме того, присутствие легионеров в КХЛ заметно сократилось, но вовсе не приблизилось к нулю.

Факт на лицо – сборные России и Беларуси пострадали от действий политиков и на неопределенное время попали в международную изоляцию. И если отсутствие белорусов на ЧМ никак не снизило уровень соревнований, то бан россиян не пошел на пользу турниру. 

На взрослом мировом хоккейном форуме 2023 года в топовую четверку сенсационно вошли сборные Германии и Латвии. Двукратный олимпийский чемпион – Александр Кожевников назвал чемпионат мира без России «первенством двора».

В НХЛ российские спортсмены играют как и прежде и не подвергаются дискриминации из-за своего гражданства. В сезоне 2023/24 на контрактах в клубах НХЛ находятся около 90 хоккеистов из РФ. Из такого количества игроков можно собрать четыре полноценных команды.