От Quake до Valorant – как менялись самые популярные кибердисциплины из года в год

В зависимости от популярности компьютерной игры количество геймеров может составлять от сотен тысяч до сотен миллионов. А число зрителей – еще в несколько раз больше. Например, за полуфиналом League of Legends 2019 World Championship наблюдало онлайн почти четыре миллиона болельщиков. Эти цифры говорят о востребованности компьютерных развлечений, которая с каждым годом только растет.

В этой статье речь пойдет об истории развития самых культовых кибердисциплин, которые удерживают внимание геймеров на протяжении многих лет и не планируют сдавать позиции.

Dota 2

Начало этой популярной игры, которая входит в пул кибердисциплин, датируется далеким 1990 годом. Прототипом современной Дота 2 была не менее легендарная Starcraft: Brood War. В 2002 году комьюнити получило доступ к интересному дополнению, автором которого считают фаната игры Aeon64. 

Карта Aeon of Strife отличалась от стандартных. Играли на карте 4 на 4, а позже появилась модификация 2 на 2. Задача игроков – разрушить главную башню или убить всех крипов, которые управлялись компьютером и появлялись в четырех коридорах.

В этом же году вышла игра Warcraft 3: Reign of Chaos со встроенным редактором карт.  На движке Варкрафта карту Aeon of Strife допилили и наделили героев способностями, возможностями носить вещи и прокачиваться до десятого уровня. С тех пор карта начала набирать сумасшедшую популярность и постоянно развивалась.

Немного позже другой энтузиаст Eul скопировал механику карты Aeon of Strife и создал Defense of the Ancients (DotA). Это был уже более продвинутый вариант с расширенным инвентарем и 32 героями. Однако карта все еще не особо отличалась от предыдущей модификации.

В 2003 году вышло очередное дополнение Варкрафт с мультифункциональным редактором. Eul переработал карту, но та оказалась хуже оригинала. Компания забросила развитие игры, а исходный код оставила открытым. Клипмейкер с ником Guinsoo взялся за доработку баланса и других деталей. Благодаря усилиям этого человека, DotA стала геймплейнее, эмоциональнее и опаснее. 

Игра начала обретать поклонников во всем мире и продолжала модифицироваться. Обновления появлялись ежегодно. В 2005 году DotA включили в перечень официальных соревновательных кибердисциплин. Первый значимый турнир провели на выставке Blizzcon.

К 2010 году движок игры технически уже считался устаревшим, и было принято решение перенести ее на WorldEditor. Роль издателя досталась Valve, и с того момента популярность DotA только увеличивалась.

Самое крупное соревнование – The International организовали в 2011 году и по сей день это наиболее серьезный ивент в мировом сообществе дотеров. Уровень вознаграждения на турнире бьет все рекорды. Например, в 2021 году сумма призовых составляла больше 40 млн. долларов.

Среди существенных изменений в игре можно отметить перенос на движок Source 2 в 2015-м, патчи «Dark Rift» и 7.00 в 2016-м.

Если говорить о глобальном рынке MOBA-игр, то DotA 2 занимает около 14%. Обошла эту кибердисциплину другая игра – LoL с долей 66%. Кстати, создатель главного конкурента – Gunsioo. Тот самый доработчик, который вывел DotA 2 на новый уровень и дал толчок к дальнейшему развитию.

На сегодня Дота 2 – одна из самых востребованных игр, особенно в РФ и Китае. Именно киберспортсмены из этих стран чаще других становятся победителями ключевого турнира по DotA 2 – The International.

CS:GO

Компания Valve, ответственная за серию событий в Counter-Strike, анонсировала разработку новой игры в 2011 году. До этого популярными считались Counter-Strike 1.6 и Counter-Strike: Source. Но время диктовало новые требования и для популяризации кибердисциплины необходимо было что-то кардинально современное и качественное.

Справедливости ради нужно сказать, что откровенно устаревшая Counter-Strike 1.6 все еще живет и здравствует. Это игра из категории нестареющей классики, поэтому даже сегодняшние звезды CS:GO нередко заходят покатать в 1.6, чтобы вспомнить, с чего начиналось восхождение одной из самых культовых кибердисциплин наших дней.

Вокруг анонса Global Offensive сразу поднялась шумиха. Сообщество строило догадки и выдвигало предположения относительно нововведений и движка. В конце лета 2011 вышел официальный трейлер, который расставил все точки над «i».

Поклонники CS:GO смогли ознакомиться с обновленной графикой, игровым процессом, системой покупки оружия, картами и арсеналом. Бета-тестирование запланировали на осень 2012-го, а контр-страйкеры получили возможность сделать предзаказ за 14,99 $.

Все обновления, которые выпускались для CS:GO, касались в основном баланса. Фиксили карты, которые считались слишком дисбалансными, дорабатывалось имбовое оружие и экономика.

В 2013-м игроки получили возможность менять скины, которые рандомно выдавали в конце официальных матчей и покупались в магазине или выпадали при открытии кейса.

Периодически выпускались операции, в ходе которых нужно было выполнять различные задания и получать за это призы. Первая называлась Operation Vanguard и длилась пять месяцев, начиная с октября 2014-го и заканчивая мартом 2015-го. Вместе с операцией вышло обновление с эксклюзивной музыкой. 

Новая операция Operation Wildfire и обновление в 2016-м предоставили игрокам возможность получать оружие из новых кейсов. Также были исправлены некоторые ошибки, изменился звук оружия, количество урона от зажигательной гранаты и коктейля Молотова.

Операции выходили практически ежегодно и каждый раз появлялись новые скины, наклейки, исправлялись ошибки и т.д., но чего-то глобального не происходило до осени 2022-го. Из соревновательного маппула убрали самую популярную карту всех времен Dust2 и включили Anubis. До этого появилась еще одна новая карта Ancient, а в Dust2 изменили некоторые детали. Появилась перемычка на респе террористов, а на пленте В ворота открыли в другую сторону.

Также пофиксили Desert Eagle, снизив урон, а в последнем обновлении в магазине снайперской винтовки оказалось всего лишь 5 патронов вместо 10. Это стало шоком для аваперов. Что касается оружия, изменения коснулись и эмки с глушителем M4A1-S. В сайленсере уменьшили урон с дальнего расстояния и забрали из магазина 5 патронов, оставив 20.

Самое последнее анонсированное обновление на лето 2023 года – это перенос игры на новый движок Source 2. 

Quake

Quake – это серия культовых игр в жанре шутеров от первого лица, которую разработала и выпустила компания id Software.

Первая игра этой серии появилась еще в 1996 году. Quake стала новаторским шутером и предложила множество технических новшеств – трехмерную графику, реалистичную анимацию и взаимодействие с окружающей средой. В те времена были установлены стандарты для многих игр в жанре шутеров от первого лица, которые до сих пор используются в игровой индустрии.

В 1997 году выпустили первое дополнение – Quake: Scourge of Armagon, а затем Quake: Dissolution of Eternity, которые добавили новые уровни, оружие и персонажей.

Quake II появилась в 1997 году и предложила множество улучшений и нововведений по сравнению с предыдущей версией. Игра стала более проработанной и масштабной, с большим количеством различных уровней, оружия и чудовищ.

Третья игра в серии Quake III Arena, выпущенная в 1999 году, оказалась культовой для сетевых турниров и привлекала огромное количество геймеров по всему миру.

В 2005 году компания id Software выпустила Quake 4 с несколькими улучшениями в графике и игровой механике, а также мультиплеерный режим для онлайн сражений.

Все годы игра не теряла популярности. Хотя последние версии не получили такого мирового успеха, как предшественники, серия Quake остается одной из самых важных в истории шутеров от первого лица.

Valorant

Valorant создана компанией Riot Games, разработчиком League of Legends. Игра была первоначально анонсирована под названием Project A в октябре 2019 года, но глобальная аудитория увидела  Valorant в апреле 2020-го.

За несколько недель с момента выпуска Valorant стала одной из самых популярных в мире и привлекла множество геймеров интересным взаимодействием и ярким геймплеем. На игру обратили внимание любители CS:GO и Overwatch. В Valorant смешались особенности этих двух игр, но в собственном уникальном стиле.

Игровой процесс Valorant представляет командную боевую баталию, где два коллектива из пяти игроков сражаются между собой на различных картах. Каждый игрок управляет персонажем с уникальными способностями и взаимодействует со своими товарищами по команде для достижения цели.

Один из ключевых аспектов игры – стратегия, которая включает не только боевые маневры, но и выбор оружия, тактику, понимание тиммейтов для создания успешного командного взаимодействия.

Riot Games планирует развивать игру Valorant, выпускать обновления и полезные дополнения – новых героев, карты, режимы и многое другое.

Это молодая, но быстро развивающаяся игра, которая получила статус одного из лидеров в своей нише. Судя по всему, Valorant продолжит привлекать внимание геймеров и радовать уникальной атмосферой и разнообразием игрового процесса.

Fortnite

Фортнайт появилась в 2011 году в виде Fortnite: Save the World, выпущенной Epic Games практически для всех существующих геймерских платформ. Игра была направлена на режим выживания с открытым миром, элементами строительства и боевой системой.

В 2017 году Epic Games выпустила бесплатную версию Fortnite Battle Royale. Геймерам предлагалось сражаться на огромной карте, а побеждал последний выживший или команда. Игра быстро набрала огромную аудиторию поклонников и стала одной из самых популярных в мире.

В 2018 году Fortnite стала еще более инновационной и модернизированной. Epic Games продолжают выпускать обновления, чтобы улучшить игровой процесс и сохранить интерес к своему продукту.

В 2019 году добавлен креативный режим, где геймеры получили больше свободы, чтобы создавать и строить собственные карты и игровые режимы. В 2020 году появились сезонные битвы, где игроки сражались друг с другом, используя различные геймплейные элементы из разных времен года.

Позже Фортнайт адаптировали под мобильные платформы iOS и Android и каждый год выпускали ежесезонные обновления с новыми предметами, визуальными улучшениями и картами.

Fortnite получила популярность благодаря разнообразию игрового контента: режимам, скинам, героям и музыке. Кроме того, игра становится пространством для различных событий и концертов, сотрудничества с именитыми брендами и франшизами, например, вселенной Марвел. Это говорит о том, что Fortnite еще долго будет оставаться «на гребне волны».

League of Legends

League of Legends (LoL) – онлайн-игра жанра MOBA, разработанная и выпущенная Riot Games в октябре 2009 года. LoL стала одной из самых популярных и прибыльных в мире и ежедневно собирает за мониторами миллионы геймеров со всей планеты.

LoL впервые появилась в 2006 году, когда компания Riot Games основала студию разработки игр. Вначале планировалось создать что-то похожее на Dota, но с разными героями и новыми механиками. Новый проект называли League of Legends и дорабатывали еще два года. 

В 2009 году запустили бета-версию, которая пришлась по душе пользователям. Игра была бесплатной, но внутриигровой контент: новые герои, скины и другие элементы продавались за деньги.

Первый чемпионат мира по League of Legends состоялся в 2011 году, призовой фонд составил один млн. долларов. С тех пор мировые первенства проводятся ежегодно, а призовые только растут. В 2020 году эта сумма уже превысила шесть млн. долларов.

В январе 2022 года выпущен крупный патч 11.1 со значительными изменениями в балансе чемпионов, предметов и рун. Также добавлены новые скины, в том числе новогодние, связанные с событием Ruination. В марте 2022 года вышло большое обновление Зов Зверей с режимом Звери и новыми чемпионами.

Сегодня League of Legends – одна из самых успешных и популярных в мире, с огромным сообществом игроков и постоянными обновлениями контента и механик. Riot Games продолжает работать над развитием LoL, придумывая новых героев, карты, режимы, а также организуя ежегодные чемпионаты мира.

Overwatch

Overwatch – это многопользовательская командная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная и изданная компанией Blizzard Entertainment. Игра была анонсирована в ноябре 2014 года на BlizzCon, а выпущена в мае 2016-го.

Действие происходит в вымышленной вселенной, где герои сражаются друг с другом за достижение различных целей: захват точек, добычу грузов, защиту объектов и т.д. Игроки выбирают героя, который обладает уникальной способностью и стилем.

Overwatch получила высокие оценки от критиков за геймплей, визуальное оформление, звуковую дорожку и сюжет. Игра стала одним из самых продаваемых геймерских продуктов 2016 года. 

В марте 2022 года было выпущено крупное обновление The Call of the Beasts, которое добавило режим игры Beasts, нового героя Эш, карты и множество изменений баланса. Новый персонаж имеет уникальные способности, включая прыжок на короткое расстояние и вспышку, которая позволяет быстро перемещаться по карте. 

Обновленный режим игры Beasts предоставил возможность геймерам играть за героев, которые обладают животными способностями и борются за контроль над территорией.

Представители Blizzard заявляли, что собираются продолжать поддерживать игру, вводить новых героев, карты, режимы и функции для улучшения геймплея.

Студия также объявила общественности, что переключается на новые проекты и прекращает разработку для некоторых игр, что может отрицательно повлиять на поддержку и развитие Overwatch.

Но пока что Overwatch укрепляет позиции, как игра-флагман киберспорта, потому что команды со всего мира соревнуются друг с другом в Overwatch League и не теряют интереса к этой дисциплине.